13/12/2023

Деиндустриализация Европы

13/12/2023
Деиндустриализация Европы
Европейцы сдали свою нефтехимическую отрасль США. Пока политики в Брюсселе переживают по поводу восстановления морской ветроэнергетики, нефтехимические компании ЕС, производящие смолы и пластмассы для тех же лопастей, находятся в жутком кризисе, от которого, вероятней всего, уже не оправятся.
По данным Всемирного банка, вклад промышленного производства в ВВП Евросоюза в 1991–2022 годах снизился с 20% до 14–15%. Европейцы были ключевыми адептами «зеленой экономики», из которой сначала даже хотели исключить атомную энергетику, но вовремя спохватились (вот тут пишут, что спрос на уран в мире достиг 10-летнего максимума), и так называемой «индустрии 4.0», где ожидается сплошная автоматизация труда, роботы, искусственный интеллект, а вся грязная часть производства давно переехала в Юго-Восточную Азию (загрязнением Пакистана, Индии и Вьетнама в этой схеме можно пренебречь).

Казалось бы, энергоносители подорожали, химические компании публикуют печальную финансовую отчетность, прибыль падает, заводы в ЕС закрываются десятками ― живи и радуйся, что планы умников, которые рисовали красивые презентации про спасение мира от вредных выбросов и глобального потепления наконец воплощаются в жизнь. Однако прогрессивная общественность бьет тревогу.
Закрытие химических заводов в ЕС
Закрываются знаковые заводы. Например, стекольный завод Duralex рядом с Орлеаном во Франции, прочные стаканы которого можно найти в каждой французской школьной столовой, зимой 2022–2023 года приостановил работу впервые с 1945 года. Причина ― неподъемные цены на газ. Под удар попали энергоемкие производства в металлургии, химической промышленности, производстве удобрений, целлюлозы, бумаги, цемента, где в совокупности трудится до 8 миллионов человек. Это уже назвали экзистенциальным кризисом европейской промышленности.

Британская компания Fertilizer навсегда закрывает завод по производству аммиака в Биллингеме, крупнейший в стране, по причине его нерентабельности. Выпуск азотной кислоты и удобрений продолжится на импортном аммиаке, эту схему компания опробовала в 2022 году. Будет уволено 40 работников. Член британского парламента по этому округу уже проклял правительство за бездействие и отсутствие поддержки энергоемких отраслей.
Во втором квартале 2023 года прибыль крупнейших мировых химических компаний упала на 50-70% (BASF ― 69,6%, Solvay ― 72,1%, Dow ― 68,4%).
В третьем квартале прибыль год к году также продолжила падать. BASF отчиталась об очередном снижении продаж: на 6,2 млрд евро по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (минус 28%). Продажи бельгийской Solvay в третьем квартале упали на 24% ― до 2,9 млрд долларов; прибыль упала на 33%. Подразделение Solvay по производству ароматических химикатов показало совсем печальные результаты: продажи упали на 41%.

Немецкий производитель Lanxess также сообщил об убытке в третьем квартале. Компания планирует добиться единовременной экономии затрат в размере 107 миллионов долларов в 2023 году и 160 миллионов долларов в год, начиная с 2025 года, заморозив найм новых сотрудников в Европе и сократив 870 рабочих мест. План включает прекращение окисления гексана на заводе в Крефельд-Юрдингене, Германия, к 2026 году. Lanxess также собирается продать свой завод по производству оксида хрома, расположенный там же, но закроет его, если не найдет покупателя. Руководство компании очень просит немецкие власти помочь в этот период турбулентности.

Американская компания Trinseo планирует закрыть свой завод по производству стирола в Тернезене, Нидерланды, и ведет переговоры с местным производственным советом. Chemours закрывает завод по производству диоксида титана в Куан Инь, Тайвань. Мировой производитель пластиковой упаковки Berry Global после неутешительных финансовых показателей во II и III квартале объявил о закрытии 20 своих заводов по всему миру. И первым попал под раздачу завод в Шотландии. Celanese планирует закрыть свой завод по производству нейлоновых материалов в Уэнтропе, Германия. Sabic закроет линию по производству поликарбоната в Картахене, Испания.

В октябре 2022 года BASF, немецкий химический гигант, базирующийся в Людвигсхафене с середины XIX века, принял решение навсегда сократить свои производственные операции в Европе. В ноябре того же года Volkswagen предупредил, что Европа больше не является «конкурентоспособной по затратам во многих областях, в частности, когда речь идет о стоимости электроэнергии и газа», что ставит под удар и автомобильный сектор ЕС, в котором занято 13 миллионов человек.
Нефтехимия в ЕС все?
На деле все еще печальнее, Европа уступила Азии целые отрасли ― потому что все думали, что глобализм и разделение труда в мировом масштабе это навсегда: мы вам идеи и технологии, а вы нам промышленные товары. Пришлось попрощаться со сталью, текстилем, судостроением. На очереди вся нефтехимия целиком как самая энергоемкая из отраслей. Например, в этой статье колумнист Bloomberg без особых сантиментов отпевает европейскую промышленность.

Потребление нафты, то есть ключевого сырья в нефтехимической отрасли ЕС, в 2023 году упало до 50-летнего минимума (это 1975 год, когда пал Сайгон и зажигала шведская ABBA). Как пишет автор материала, «было бы ошибкой интерпретировать это как триумф в борьбе с пластиком. Европа продолжает потреблять огромное количество пен, красок, смол и любой другой продукции, производимой нефтехимическими заводами (средний европеец потребляет 150 кг пластика в год, общемировой показатель ― 60 кг). Это просто замена местного производства импортным». То есть не в последнюю очередь ― американским.

Для производителей в ЕС сейчас дешевле купить этилен ― строительный материал для пластмасс ― в Техасе и отправить его через Атлантику, чем выпускать его дома. Конечным результатом уже стала потеря экономической активности в Европе, эрозия торгового баланса по химической продукции и, в конечном итоге, потеря рабочих мест и энергетической безопасности.
Цена красивых идей
Цены на газ в Европе примерно в 6 раз превышают среднюю стоимость за последние 10 лет, и в 4–5 раз текущие цены в США. Дорогой газ ― центральная, но не единственная причина, почему европейская промышленность так скукоживается. Десятилетия политики ЕС под радостные крики зеленых и левых, которые сейчас громят магазины, размахивая палестинскими флагами, убивали традиционную энергетику, закрывали угольные предприятия, атомные станции и тому подобное. «Проклятые варвары с Востока», которые перекрыли трубопровод ― это удобное объяснение (хотя российские политики не раз заявляли о готовности поставлять дешевый трубопроводный газ в Европу). Но и заокеанские друзья европейцев тоже вносят свой вклад в добивание промышленного сектора Евросоюза.

Политику протекционизма в ее нынешнем изводе начал еще Трамп с его тарифами на алюминий и сталь и торговыми пошлинами для ряда китайских товаров, а администрация Байдена и не думала от нее отказываться, наоборот, даже углубила и расширила, последовательно придерживаясь лозунга «покупай американское». Субсидии энергетическому сектору, которые удерживают цены в разумных пределах, программа по сокращению инфляции на 369 миллиардов долларов делают свое дело ― переманивают промышленные производства в США. А в нагрузку администрация Байдена еще и перекладывает на Европу бремя финансовой и военной помощи Украине, чтобы жизнь совсем уж медом не казалась.

Но никаких признаков тревожности политиков ни Брюсселе, ни в одной из европейских столиц по поводу своей нефтехимической отрасли не заметно. Прямо сейчас многие европейские страны заняты попытками спасти морскую ветроэнергетику. Кстати, недавно в стремящейся к зеленому энергопереходу старушке Европе разгорелся скандал по поводу аферы с ветряками. Выяснилось, что большая часть ветряных электростанций работает вовсе не от энергии ветра, а от дизельных генераторов, установленных внутри ветряных турбин. Первые утечки об этом просочились из-за дефицита дизтоплива еще летом.
В августе в Германии энергетический гигант RWE начал демонтировать ветряные турбины в западном регионе Северный Рейн-Вестфалия. Свои действия компания, которую в этом решении поддержало правительство, объяснился необходимостью расширить близлежащую угольную шахту открытого типа. Ранее испанское подразделение Siemens Energy заявило о браке в 15–30% турбин ветроустановок. На устранение неисправностей уйдут годы.
Все это поучительная история о том, как можно загнать обратно в XIX век целую отрасль ради идеи. И происходит она на наших глазах в цивилизованной Европе. Будет ли зеленый энергопереход или нет ― еще не известно, а промышленности и рабочих мест не станет уже завтра. «Украинский кейс» в этом плане можно рассматривать как контрольный выстрел в голову от США для европейской промышленности, которая долгие годы усилиями своих политиков и экоактивистов стреляла себе по ногам.

Промышленное же производство в России продолжает расширяться. В 2023 году уже были запущены десятки новых производств или производственных площадок в различных регионах. Только в октябре открылось 18 новых производств, в том числе реализовано 6 проектов с инвестициями от 1 млрд рублей каждый. 11 новых заводов появилось в ноябре, включая завод по выпуску полимеров в Ворсино, Калужская область, завод по производству пенополистирола в Усолье-Сибирском, Иркутская область.

ИХТЦ тоже есть чем похвастаться, не обо всем мы можем рассказать. Напомним, что в 2023 году мы запустили опытно-демонстрационную установку синтеза высших жирных кислот для АО «Фарус», первые пробы уже отправлены потенциальным покупателям в регионах.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще статьи