12/01/2024

«Потепление климата» с точки зрения науки и экономики

12/01/2024
«Потепление климата» с точки зрения науки и экономики
На очередной конференции ООН по климату в декабре 2023 года в Дубае приняли документ о постепенном отказе от ископаемого топлива к 2050 году. Правда, реальность слегка противоречит этим благостным декларациям: доля ископаемого топлива в производстве электроэнергии в ЕС в 2022 году достигла четырехлетнего максимума, «зеленый переход» буксует, «зеленая» политическая повестка резко теряет популярность у избирателей. Все больше появляется разумных доводов в пользу того, что никакого глобального «потепления» нет, идет стандартный процесс изменения климата, а в увеличении CO₂ в атмосфере есть свои позитивные стороны.
Презумпция невиновности для CO²
В 2023 году урожайность зерновых в России снизилась почти на три центнера с га относительно предыдущего года (или на 8,4% ― 30,8 ц/га против 33,6 ц/га). Но, если мы возьмем продолжительные отрезки, то цифры роста урожайности впечатляют: с 2018 по 2023 годы ― +33%, с 1990 по 2016 годы ― +27,6%. Аграрии склонны объяснять этот факт исключительно «вкладом передовых технологий» и внесением минеральных удобрений. Правда, почему, например, пиковые по сбору урожая во многих регионах 2016–2020 годы удачно совпадают с пиковыми же по температуре, остается загадкой.
Климатическая повестка вообще тесно связана с сельскохозяйственной тематикой. Осенью 2023 года коалиции канцлера Шольца в Германии, в которую входят и представители «зеленых», не хватило 60 млрд евро на финансирование климатических и трансформационных проектов. Они решили повысить тарифы на выбросы CO₂, отменить премию для покупателей электромобилей, а также урезать субсидии фермерам на топливо. После этого на сельских дорогах начали появляться виселицы на светофорах, а в январе 2024 года грянула масштабная общенациональная забастовка, где работяги высказали все, что думают о «светофорном» правительстве ФРГ и «зеленой тирании».
Когда говорят о климате, весь нарратив выстроен так, что от природы ничего хорошего не ожидают: потепление ― по умолчанию плохо и может ассоциироваться только с нестерпимой жарой в европейских мегаполисах, а парниковый эффект и углекислый газ ― вообще убийцы всего живого. Хотя реакции фотосинтеза как бы утверждают обратное: больше CO² ― больше «сырья» для строительства тела растений. А внесение минеральных удобрений, тоже сырья, по сравнению с временами позднего СССР как раз вдвое уменьшилось. Переоценивать климатический фактор не стоит, но 20% вклада в урожайность (здесь про это и не только есть хорошее интервью замдиректора по науке Института физики атмосферы им. Обухова Владимира Семенова) ― вполне весомый аргумент в пользу того, что потепление имеет и положительную сторону. Особенно для территорий, которые раньше считались зонами рискованного земледелия
Вот, кстати, данные, которые приводятся в статье «Бурение и нефть», №1, 2023: «Увеличение количества СО² в атмосфере за счет улучшения фотосинтеза привело к росту лесов в США на 30% и во многом способствовало повышению урожайности пшеницы, риса, картофеля, бобовых, плодовых деревьев на 20–40%».
Так называемое «потепление» несет для России как негативные, так и позитивные последствия, с этим никто не спорит. Негативные связаны, скорее, с тем, что климатические изменения происходят быстрее, чем мы успеваем к ним адаптироваться. В южных областях количество влаги уменьшится, но если уже сейчас продумать систему мелиорации, то этот фактор можно нивелировать. В зоне вечной мерзлоты, которая будет отступать дальше на север, необходимо модернизировать инфраструктуру.

Плюсы, помимо новых возможностей для сельского хозяйства, очевидны. Недостаток пресной воды в перспективе России не грозит. Уже сейчас это ценнейший ресурс, и, кстати, в список 10 стран, по оценке Института мировых ресурсов, где нехватка воды ощущается особо остро, входят четыре бывших советских республики ― Туркмения, Молдова, Узбекистан, Азербайджан. Уже можно, по крайней мере, подумать над каналами подачи воды в Центральную Азию, Монголию и Северный Китай.

Ранее мы выпустили серию статей про углеродный налог и то, как климатическая повестка создала новый рынок с оценкой потенциальных инвестиций в него в триллионы долларов. Одно из самых перспективных направлений здесь ―торговля квотами на выбросы в рамках Киотского протокола. Есть мнение, что Россия уже достигла нулевых уровней выброса углекислого газа (суммарных, с учетом его поглощения растительностью). Необходимо просто заняться учетом, инвентаризацией и более эффективным управлением лесным хозяйством и привести все расчеты к международным методикам. Еще несколько лет назад в ВШЭ подсчитали, что продажа квот способна приносить в бюджет до 50 млрд долларов в год. Если и дальше сокращать выбросы СО², эту сумму легко увеличить вдвое.

Проект Северного морского пути, который в 2022 году с принятием плана по его развитию до 2035 года получил новый импульс, может наконец стать реальной альтернативой традиционным логистическим маршрутам, через тот же Суэцкий канал (атаки проиранских хуситов на грузовые корабли в Красном море привели к значительному удорожанию морской торговли, цены на контейнерные перевозки выросли вдвое). Время безледного судоходства в Арктике уже увеличилось на месяц, а к концу века вполне может вырасти еще на четыре.
Потепление отменяется?
Считается, что научный консенсус состоит в том, что 97% активно публикующихся ученых-климатологов признают факт глобального потепления и ключевую роль в этом деятельности человека. Наиболее детально все эти тезисы изложены в докладах Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) при ООН. Недавно мы узнали, кто же те самые 3% несогласных ученых, которые в консенсус не входят и полагают, что принятая большинством точка зрения искажает факты.

В августе прошлого года появилась декларация, подписанная более 1600 учеными со всего мира, включая нескольких нобелевских лауреатов, которая отвергает само понятие климатический кризис и все то, что в него принято вкладывать. В ней приписаны следующие доходчивые тезисы:

  1. Климат на Земле менялся на протяжении всей жизни планеты с чередованием теплых и холодных фаз. Малый ледниковый период завершился недавно, в 1850-х годах. Нет ничего удивительного в том, что сейчас мы переживаем стадию потепления.

  2. Потепление происходит медленнее, чем прогнозировалось, а климатическая политика государств опирается на неадекватные модели. Все принятые модели игнорируя факт, что насыщение атмосферы СО₂ может быть полезным, поскольку углекислый газ ― пища для растений, которые в свою очередь являются основной жизни.

  3. Нет никаких убедительных статистических данных, что потепление привело к росту числа стихийных бедствий. Меры по снижению выбросов СО₂ не просто дорогостоящи, но могут быть и разрушительны для экологии.

  4. Климатической ЧС просто не существует, как и поводов для паники. Политика достижения нулевых выбросов к 2050 году вредна и нереалистична.
Мы, когда разбирались с программами нулевых выбросов, углеродными налогами и прочей экологической эквилибристикой, пришли к выводу, что «зеленая повестка» сегодня ― это в основном про деньги и создание нового рынка, на котором можно буквально «торговать воздухом» и делить миллиарды долларов. Существует достаточно фактов, которые противоречат общепринятой позиции о климатическом кризисе, вызванном антропогенными причинами.

Данные об изменениях температур говорят, что, скорее, с 2015 года мир вступил в период глобального похолодания, а не потепления. Это не отменяет локальных изменений. То есть средняя температура в Европе может действительно повышаться, а в других регионах падать. Простой пример ― прошедшее лето 2023 года. Июль был холоднее нормы в России и в скандинавских странах. Но в среднем по миру он был на 0,7 градусов теплее. Сицилийцы назвали это лето очень холодным. В ЮАР впервые за 30 лет выпал снег. При это панических заголовков про «изнурительную жару и самое теплое лето в истории» было гораздо больше.
Источник: Temperature.Global
Получается, что в течение последних 7 лет планета остывает. Самого тренда на потепление это не переворачивает, в истории наблюдений нередки циклы 7-летнего и даже 15-летнего похолодания: с 1979 года первых было аж 8. Но приведенный здесь анализ данных со спутника UAH Университета Алабамы относительно средних значений с 1991 года по 2020 год говорит о том, что глобальное потепление замедлилось. Новость даже не в этом, а в том, что это произошло без каких-либо серьезных усилий по сокращению выбросов парниковых газов. На графике ниже зеленым цветом показан линейный тренд ряда целиком (+0,13 C/десятилетие), а синим — понижательный линейный тренд с 2016 года.
Данные об аномалиях глобальной температуры со спутника UAH относительно среднего значения.
Источник: Good 2022 Climate News the MSM didn't tell you Watts Up With That?
На следующем графике представлены динамика изменения площади морского льда в Арктике летом с 2007 года, и она равна нулю! То есть в течение последних 16 лет таяние Арктики остановилось (Арктика активно таяла в 1990-2007 годы).
Средняя протяженность морского льда в Арктике в сентябре с 2007 по 2022 год с линейным трендом.
Данные NSDIC.
Мир «зеленых инициатив»
Доказательств того, что люди являются главной причиной глобального потепления, как утверждает Межправительственная группа экспертов по изменению климата, нет. Компьютерные модели, которые кочуют из статьи в статью у тех, кто сеет панику по поводу климатической катастрофы, свидетельствуют лишь о том, что их авторы владеют базовыми навыками программирования. Ну, и умеют тщательно отбирать вводные для своего алгоритма. Но ведь эти тезисы и являются базой для политиков, которые настаивают на полной перестройке нашей энергетической системы и отказе от ископаемого топлива. Они никогда не сознаются в том, что деньги на проектах «зеленых инициатив» деляться исключительно ради денег, а не ради идеи спасения человечества.
Вот еще одна цитата из публикаций в «Бурение и нефть», №1, 2023: «Холод ― на порядки более опасен и для человека, и для его хозяйственной деятельности. Охлаждение Земли на два градуса может иметь катастрофические последствия для сельского хозяйства. В целом в Европе от чрезмерной жары ежегодно умирают около 200 тыс. человек. Однако ежегодно от сильного холода умирают около 1,5 миллионов европейцев. Это более чем в семь раз превышает общее число смертей, вызванных жарой. Только за последнее десятилетие Европа потеряла из-за холода около 15 миллионов человек, что в 10 раз больше, чем число погибших от жары».
Даже упертые «потепленцы» теперь предпочитают не использовать термин «потепление климата», а говорить о его глобальном изменении. Никто не оспаривает факт, что климатические трансформации сильно меняют Землю. Но то, что происходит сейчас ― не уникальное явление. Например, в период расцвета Римской империи температура в Средиземноморье была на два градуса выше, чем сегодня, а последующие похолодание совпало с развалом государства. Катастрофическими эти изменения может сделать только нежелание к ним адаптироваться.

С идеологической точки зрения ультраглобалисты, находящиеся у власти в Европе, непробиваемы. Научные аргументы, основанные на реальных, а не подогнанных под нужную теорию, исторических геоклиматических данных, их не волнуют. Политические риски, как, например, забастовка против «зеленой тирании» в Германии и страх потерять поддержку избирателей, более существенны. Но так называемый «зеленый переход», скорее всего, слегка придушит сама экономика.

В 2023 году стали появляться новости о сворачивании амбициозных инициатив. Компания Orsted отменила крупный проект по морской ветроэнергетики в Нью-Джерси. По некоторым подсчетам, 30% морских ветроэнергетических проектов, заключенных по государственным контрактам в США, были сорваны. GM и Honda отказались от крупного партнерства по производству электромобилей, а Ford объявил о серьезном снижении инвестиций в это направление. В мае стало известно, что миллиардные проекты в области ВИЭ находятся в подвешенном состоянии в Великобритании, из-за того что они не могут подключиться к государственной энергетической системе, некоторые ждут подключения по 10-15 лет.

Глобальный индекс чистой энергии S&P, ключевой индикатор состояния «зеленых» инвестиций, по состоянию на ноябрь 2023 года упал на 35% к 2022 году (а по сравнению с пиком в 2021 году более чем на 50%). Этот спад, стал худшим годовым показателям с 2013 года. Энергетический индекс S&P 500, который в значительной степени ориентирован на нефть и газ, показал по итогам 2023 года просадку на 5%, хотя в III квартале демонстрировал впечатляющий рост. При этом акции крупнейших добывающих и перерабатывающих компаний в секторе нефти и газа выросли заметно выше рынка.

Инвестиции идут туда, где есть реальные деньги. Проекты возобновляемой энергии несут более значительный удар при высокой инфляции, повышении процентных ставок центральными банками и банковских кризисах. Все они, как правило, связаны с крупными первоначальными инвестициями, поэтому крайне уязвимы к колебаниям в капитальных затратах. Многие компании в этом секторе заключают долгосрочные контракты, устанавливая цену продажи энергии задолго до начала разработки проекта.

При первых же признаках финансовой нестабильности инвесторы бегут из акций так называемых экологически ответственных компаний, что наглядно продемонстрировал банковский кризис 2023 года, спровоцированный крахом Silicon Valley Bank. Кейс фермерских протестов в ФРГ показал, что может произойти, если в ситуации дефицита средств «кинуть» реальный сектор экономики в пользу «зеленой идеологии» и неверно перераспределить деньги.

В России ESG-повестка не сильно актуальна. В европейской части страны зима два года подряд начинается раньше среднеклиматической нормы, поэтому «потепление», если таковое действительно происходит, только во благо. Мы хотели вас немного отвлечь в начале года занимательными историями. ИХТЦ продолжает работать над важными и актуальными задачами: малотоннажная химия, катализаторы, специальная химия для микроэлектроники и прочее. В работе несколько десятков проектов и о некоторых из них мы обязательно расскажем.

Напоследок ― пример оптимизма перед лицом климатической катастрофы. Островное тихоокеанское государство Тувалу из-за потепления и повышения уровня океана должно относительно скоро уйти под воду. Недавно его правительство внесло изменения в Конституцию, где прописано, что даже после потери территории оно будет существовать вечно.

На фото ― глава МИД Тувалу Саймон Кофе произносит речь по колено в воде в видеообращении на конференции по изменению климата в 2021 году.
Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Другие материалы:
Мы публикуем интересные новости о реальном секторе экономике и отвечаем на вопросы, возникающие у производственников. Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях:
Еще статьи